Это самый современный способ (технология CAD/САМ) получения каркасов мостовидных протезов. Внедрен в практику стоматологов в Германии, Швеции.
Система Дигидент (Германия), предназначенная для создания каркасов мостовидных протезов и одиночных коронок из титана, золота, керамики и пластмасс методом фрезерования и шлифования, включает три основных функциональных модуля [Воль-вач С. И., 2000]:
— сканер (трехмерный преобразователь объемного изображения), который в автоматическом режиме в течение 4—10 мин осуществляет сканирование поверхности разборной рабочей и вспомогательной гипсовых моделей челюстей и аналого-цифровое преобразование полученной информации в «электронные дубликаты» — виртуальные, трехмерные цифровые модели зубных рядов;
— модуль компьютерного моделирования (CAD) — представляет собой «электронный» артикулятор, который обеспечивает автоматическое моделирование элементов каркаса мостовидного протеза с учетом свойств материала (металл, керамика, пластмасса) и «ручную» коррекцию предложенной модели каркаса в интерактивном режиме, на экране монитора с помощью «мыши». Моделирование окклюзионной поверхности каркаса осуществляется в соответствии с формой окклюзионной поверхности зубов-антагонистов;
— фрезерно-шлифовалъный исполнительный механизм (САМ) осуществляет создание каркаса протеза из специальных заготовок под управлением компьютера в соответствии с «электронной» моделью. При этом материал каркаса сохраняет гомогенную структуру, исключены нарушения структуры и деформации, связанные с литьем.
К несомненным достоинствам получения металлического каркаса по этой технологии следует отнести следующее:
— точность параметров каркаса протеза (толщина стенок коронки и сечения промежуточной части, величина зазора для цемента);
— исключена вероятность деформации восковой репродукции (при снятии с гипсовой модели челюсти, установке литников и переносе их на литейный /опочный/ конус), поскольку в данной технологии воск вообще не используется;
— из процесса создания каркаса исключены манипуляции, связанные с литьем.